“Если лучше не станет, придется закрыться”. Как минские рестораны пострадали из-за стройки метро

0

Никто не спорит, что стройка “подземки” может принести временные неудобства для горожан. Но в этот раз работы над будущей третьей веткой привели к тому, что сразу несколько кафе и ресторанов оказались в буквальном смысле за забором. Пару недель назад на Сухой запретили движение транспорта вплоть до 2019 года, а саму улицу огородили щитами высотой в два человеческих роста. FINANCE.TUT.BY выяснял, как живется в вынужденных застенках местным бизнесменам.

metrostroi1

“Из-за этого забора несколько заказчиков отменили банкеты в нашем ресторане”

До того, как улицу огородили, ресторан People”s на углу Кальварийской и Сухой, днем был заполнен работниками ближайших офисов. “Белые воротнички” забегали сюда на обед. Но в этот вторник занято всего пять столиков.

— Количество посетителей у нас уменьшилось на 60−65%, — говорит директор ресторана-пивоварни People’s Игорь Дрыпсяк. — Сейчас к нам ходят только старые посетители, те, кто знает о нас давно. Новых людей нет, и сомневаюсь, что будут — в городе полно мест, куда не составляет труда добраться.

Лепту в “упадок” внесло и отсутствие летней террасы. “Летом почти никто не сидит в залах, люди перебираются на улицу”, — говорит Игорь. Терраса у заведения простояла чуть больше месяца, потом ее пришлось демонтировать, потому что она мешала установке забора.

Чтобы справиться с ситуацией, ресторан снижает цены и проводит специальные “антикризисные” акции. Например, 50-процентная скидка на всю еду в обеденное время.

— Наверное, придется даже сокращать штат, — рассуждает Игорь. — По финансовым отчетам июль был более-менее в ноль, август вообще ужасно идет. Посмотрим, что будет в сентябре. Если лучше не станет, придется закрыться. А что еще делать?

metrostroi2

Кафе “Лилу” открылось 1 июля. В нормальном режиме заведение проработало меньше месяца, затем в паре метров от входа установили злосчастный забор. В планах “Лилу” была большая летняя терраса, но пришлось ограничиться тремя двухместными столиками у входа.

— Установить какие-то зонты или навес мы не можем: будем мешать забору, поэтому оставили все так, — говорит директор кафе Наталья Шайна. — Мы предполагали, что в связи со строительством метро здесь может такое произойти, но процесс открытия был уже запущен, останавливать его было бы глупо. Мы работаем не так долго, нам пока тяжело сравнивать. Но могу сказать, что количество посетителей уменьшилось на 30−40%.

Самая большая проблема, считают владельцы кафе, отсутствие парковки. Подъехать к заведениям у посетителей теперь нет возможности — оставлять машину приходится на соседних улицах.

— Из-за того, что мы потеряли свою парковку, несколько заказчиков отменили большие банкеты, запланированные на сентябрь, — рассказывает директор ресторана-клуба “Мулен Руж” Александр Лабуш. — Они приезжали в июне, осмотрели зал, им все понравилось. А затем они приехали еще раз после того, как установили забор, и отказались от нашего ресторана, нашли другое место.

Есть сложности и с машинами поставщиков продуктов. “Разгружать автомобили теперь приходится за 50 метров от дверей. Люди все ящики носят на руках”, — говорит Александр.

“Нам помогло бы снижение аренды, но скидку нам не дают”

metrostroi3

Самое обидное, как говорят владельцы заведений, о том, что улицу перекроют и установят высокий забор, их официально не предупреждали. Обо всем они узнали уже после начала стройки.

Чтобы хоть как-то оптимизировать свою работу, директора заведений обратились к арендодателю с просьбой снизить арендную ставку. Собственником зданий является “Главное хозяйственное управление” при Управделами президента. Но предоставить скидку там отказались, сославшись на решение Мингорисполкома об изъятии земель у собственников и передаче их во временное пользование “Дирекции по строительству Минского метрополитена” от 29 мая 2014 года. В документе сказано, что строительство инженерных путей на этом месте закончится до 1 ноября 2015 года и “по окончании строительства инженерных сетей объекта земельные участки, на которых разрешалось их строительство, привести в состояние, пригодное для дальнейшего использования”.

— Но нам никто не обещает, что уберут забор и вернут парковку в нормальном состоянии, — сетует директор “Лилу” Наталья Шайна.

metrostroi4

Дать более полное разъяснение по этой ситуации в ГХУ отказались.

— По этому вопросу мы комментариев не даем, все решения принимаются в соответствии с законодательством, — сказал корреспонденту FINANCE.TUT.BY начальник управления зданий республиканской собственности Александр Прилищ. В дирекции по строительству метрополитена тоже не стали объяснять, что будет с улицей в ноябре. Чтобы оспорить решение арендодателя, владельцы заведений обратились в Управление делами президента.

Еще один “пострадавший” — магазин кондитерских изделий “Сахарок”. После того как он оказался за забором, выручка уменьшилась в два раза.

— В основном клиенты шли к нам из метро, был такой проходящий поток, но теперь к нам почти никто не заходит, — говорит директор “Сахарка” Елена.
Правда, “Сахарку” повезло: поскольку помещение магазин снимает у частника, то арендную плату ему снизили. “Теперь удалось немного снизить и убытки”, — радуется Елена.

“Обойти забор всегда можно, главное, чтобы заведение было интересным”

metrostroi5

“Уживаются” с забором рестораторы по-разному.

— Чтобы как-то облагородить его, мы заказали большие плакаты с видами Парижа и обклеили ими забор с нашей стороны: от Кальварийской и до Короля. Сверху повесили фонарики, — рассказывает директор “Мулен Руж” Александр Лабуш. — Но хоть это и не была реклама нашего заведения, на следующий день “Метрострой” потребовал у нас снять все плакаты. Мы отказались, и тогда они сделали это сами, мол, у нас нет разрешения властей.

А вот владелец исторического кафе “Тры жаўнеры” Георгий Жаркевич говорит, что забор — это данность, с которой уже ничего не сделаешь, и относится к нему по-философски. До конца августа его заведение и вовсе ушло на каникулы, чтобы потом открыться в “интересной концепции”.

— У нас тематическое кафе, связанное с Беларусью и белорусской историей. Как к нам ходили люди, так, думаю, и будут ходить. Неважно, где парковка или выход из метро — обойти ведь всегда можно. Главное, чтобы заведение было интересным, — говорит Георгий.

О том, что улицу должны перекрыть, Георгий знал заранее. “Совсем скоро нас обнесут забором из-за строительства метро, и посетителям нужно будет искать заведение целенаправленно. С одной стороны, это не очень хорошо, а с другой — мы получим закрытую от улицы уютную веранду и не будем мешать соседям”, — говорил он еще в мае. На вопрос — откуда знали? — Георгий отвечает:

— Мы интересуемся городом, следим за тем, как он развивается. Знали, что здесь будет метро. Тем более что во время работы пришлось побегать по различным инстанциям, там нам про это и говорили.

В будущем соседстве со столь грандиозной стройкой Георгия расстраивают только две вещи.

— Жалко, что срубили деревья и кусты, которые раньше здесь росли. Была красивая зеленая зона, а сейчас — забор. И еще я переживаю, что из-за соседства со стройкой будет шумно.

Комментарии

Оставьте ответ