Нелюбовь. О ресторанах, фрустрации и ленте Мебиуса

1

От редакции:

Анна Гетьман занимала должность редактора интернет-портала Chefs.by на протяжении трех лет. До появления этой колонки было многое: интервью с белорусскими и российскими шефами, репортажи с конкурсов, деловые встречи поваров в Минске, спецпроекты и обучающие мероприятия. Пришло время подвести небольшой итог.

Три года – небольшой срок для глобальных выводов, но достаточный для формирования личного мнения. Если бы нетерпимые к лонгридам читатели вынудили меня охарактеризовать состояние дел в Беларуси одним словом, я бы выбрала слово “Нелюбовь”. И не как этап, а как состояние. О таком Звягинцев недавно целый фильм снял.

Белорусский ресторанный рынок вяловат, как полежавшая на солнце руккола. На то, что хочется реализовать – не хватает денег. То, что на что хватает денег, нужно делать с оглядкой на десятки инстанций.

Вместо окна возможностей – узенькая щель между ассортиментным перечнем и требованиями к “летке”. Как ни удивительно, сквозь эту щель в Беларусь медленно, но верно проползает прогресс.

За три года ресторанная жизнь Минска изменилась. Началась схватка между всемирно известным фаст-фудом (“Бургер Кинг”, “Техас Чикен”, KFC), ожила и завейпила Зыбицкая, в винных барах полилось рекой белое сухое – и не куда-нибудь, а в декантеры и бокалы Riedel. Су-вид и шоковая заморозка – уже обычное дело на кухнях минских ресторанов.

Белорусские повара завоевывают Гран-при на международных кулинарных соревнованиях и презентуют национальную кухню на знаменитом гастрономическом фестивале во Франции.

Санстанция разрешает маркировать не все подряд гастроемкости, а через одну (прорыв, вполне сопоставимый с овациями мишленовских шефов). Кажется, еще немного – и мы запустим в космос драник и мачанку, как Белку и Стрелку.

Меняется всё, кроме недовольства.

Недовольны потребители. Новые заведения – они для кого? У нас деньги есть, чтоб в них ходить? А даже если и есть, разве могут у нас что-то достойное сделать? То ли дело во Львове. Повара наши только и умеют, что языком чесать. Где-то победили? Повезло. Новые технологии? Извращение. Какая такая современная белорусская кухня? Моя бабушка готовила по-другому. И порции у вас маленькие.

Недовольна пресса. Пресса не желает писать что-либо, кроме рецензий на шаурму. Считается, что ничего помимо этого публике неинтересно. Настоящая проблема в том, что в руках белорусских журналистов практически любой текст о еде становится рецензией на шаурму, даже если пишут они о молекулярной кухне. Недовольные потребители получают очередное подтверждение того, что в «этой стране» хорошего ждать не приходится.

Наконец, недовольны повара. Я что, за пятьсот рублей убиваться должен? Тут продукты плохие. Тут Минторг. Интервью давать не буду – все равно ничего хорошего не напишут. Я этому, с блогом, розмарином стейк украсил, а он меня в Фейсбуке обосрал. То ли дело во Львове.

Это не просто порочный круг – это уроборос, который катится по ленте Мебиуса, пожирая в процессе сам себя.

Постоянное осуждение гораздо хуже экономического кризиса: оно толкает не к развитию, а к фрустрации. На этом фоне люди, которые создают что-то новое, воспринимаются обществом как выскочки или как умалишенные. А кому хочется поддерживать умалишенных?

К нам не поедут туристы со всего мира не потому что мы им не нравимся, а потому что мы сами себе не нравимся.

Город Минск – как несчастный 10-летний ребенок, который всеми силами пытается заслужить одобрение строгой матери. Ма-а-ам, смотри как я умею! Ма-а-ам, я сегодня дольше Чижикова бежал и мне грамоту дали! Мать недовольно поджимает губы. Ребенок может стать хоть премьер-министром: лучшее, что он получит в свой адрес – “Чижиков-то, небось, математику лучше тебя сдал”. Нелюбовь.

1 Комментарий

  1. Анна, как же правильно написано!
    Я как раз из тех, кто создает что-то новое, т.е. “выскочка” 🙂 Пожалуй, ни дня не проходит без “доброжелателя” с фразой “посмотрим, сколько вы продержитесь…” Это, к сожалению, не конструктивно. Стараемся командой не принимать близко к сердцу, поддерживаем друг друга.
    Мы очень любим и дорожим каждым своим гостем. Встречать, угощать и получать отличные отзывы – это настоящий кайф. Еще круче, когда они возвращаются снова и снова, и мы взаимно делимся положительными эмоциями.
    Спасибо вам за статью.

Оставьте ответ