Инвентаризация

    Инвентаризация проводится:

    • обязательно в случаях:
    – при реорганизации или ликвидации организации;
    – перед составлением годовой отчетности;
    – при смене материально ответственных лиц;
    – при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;
    – при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • по решению руководителя организации;
    • по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;
    • при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);
    • в иных случаях, установленных законодательством.

    Периодичность проведения инвентаризаций:

    • основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в том числе товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) – не менее 1 раза в год;
    • незавершенного производства и полуфабрикатов – не менее 2 раз в год;
    • денежных средств – не менее 1 раза в год;
    • обязательств и других активов – не менее 1 раза в год.

    По решению руководителя организации количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено.

    Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

    GASTREET 2019

    Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенный порядок налогообложения, проводят инвентаризацию активов и обязательств 1 раз в год, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с законодательством.

    Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств.

    Проверка фактического наличия активов и обязательств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.

    При проверке фактического наличия активов и обязательств в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче.

    До начала проверки фактического наличия активов приходные и расходные документы или отчеты о движении активов и обязательств, денежных средств, бланков строгой отчетности должны быть сданы в бухгалтерию (бухгалтеру).

    Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

    Сведения о фактическом наличии активов и учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в 2 экземплярах.

    Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица, которые принимали участие в непосредственном пересчете (перевесе) инвентаризуемых ценностей.

    По результатам инвентаризации в сличительных ведомостях отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными, отраженными в инвентаризационных описях. По каждому случаю выявленных отклонений комиссия берет объяснения от материально ответственных лиц.

    Моментом определения окончательных результатов инвентаризации является дата принятия решения руководителем организации.

    При определении результатов инвентаризации товаров следует руководствоваться нормами товарных потерь, методикой расчета и порядком отражения в учете, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 2 апреля 1997 г. N 42.